Для нас было важно сохранить «память места», чтобы каждый человек, который будет здесь жить или просто гулять по пешеходной улице, осознавал ценность истории города. Знание истории помогает не просто помнить о местах и событиях, а делать выводы, основываясь на опыте прошлого, и приумножать достижения. Так мы сделали в DEPO, создав современный квартал в историческом месте, сохранив его память.
Например, цветовое решение жилого комплекса построено на принципе преемственности, а также принципе контекстуальности. Светло-бежевый цвет кирпича гармонирует со светлыми тонами окружающей застройки, а терракотовый кирпич созвучен с корпусами цехов исторического трамвайно-троллейбусного депо.
Также в застройке мы воссоздадим здание, которое использовалось для мойки трамваев и троллейбусов. Теперь это будет ресторан, где за обедом жители и гости квартала смогут обсудить ту самую, важную для всех «память места».
Историческая справка: что здесь было интересного ранее?
До Февральской революции 1917 г. Минск был разделен на пять полицейских участков. Тогда с городом граничили несколько слобод: Комаровка, Переспа, Старожевка, Ляховка, Грушевка и другие. Изучение указанной части города возможно только в контексте нескольких сопредельных кварталов. Застроек, которые представляют собой архитектурную и историческую ценность, здесь сохранилось мало, и относятся они, в большинстве своем, к советскому периоду.
До XIX века исследуемая территория, как и соседние земли, не входила в черту города. Например, до 1812 года деревня Комаровка принадлежала роду Радзивиллов. Однако после войны с Наполеоном Комаровка по секвестру от Радзивиллов перешла к Ваньковичам.
Со второй половины XIX века слобода была уже городской окраиной и собственностью помещика Ваньковича. Комаровские земли принадлежали этой фамилии и в начале ХХ века. В 1902 году Ванькович (или, как его называли, «комаровский паук») большую часть из 220 десятин земли сдавал в аренду. Прилегающая к Комаровке территория — район современных улиц Кульман, В. Хоружей, Богдановича, Красной — была заболоченным местом с достаточно глубоким торфяным слоем. Для окультуривания территории в 1910-1911 гг. около Минска, на Комаровском болоте, была основана одна из первых в Российской империи Минская опытная станция по осушению и использованию болот. Руководителем был назначен магистр ботаники Александр Флёров. Так характеризуется восточная граница изучаемого квартала. Дорога, ведущая на восток от центра Минска, когда-то называлась Староборисовским трактом, теперь это проспект Независимости. Тракт брал начало от поймы реки Свислочи и заканчивался в районе Комаровской слободки. С противоположной стороны проспекта (напротив изучаемого квартала) располагалась местность, получившая название Золотая Горка.
В самом конце XVIII века, в 1790 году, у перекрестка Староборисовского тракта (часть современного проспекта Независимости) и дороги в сторону фольварка Долгий Брод (современная ул. Козлова), недалеко от деревни Комаровка и тамошнего знаменитого болота было образовано новое католическое кладбище. В 1796 году на нем появилась первая, деревянная еще каплица, освященная в честь Всех Святых.
Уже в 1842-м эта часовня, после пожара, уничтожившего минский Фарный костел на Троицкой горе, становится парафиальным костелом.
В этой связи встал вопрос строительства вместо маленькой каплички полноценного кирпичного костела, который и был освящен в 1864 году под титулом святого Роха — французского святого, считавшегося защитником от чумы (а заодно, конечно, и от холеры).
Это небольшое здание в неоготическом стиле, спроектированное академиком Петербургской академии художеств Михаилом Сивицкий, сохранилось до сих пор. На старых дореволюционных открытках заметны фрагменты утерянной костельной брамы, а само здание утопает в деревьях. Забор окружает прикостельное кладбище. Несмотря на такое окружение, Золотая горка в XIX веке оставалась одним из любимых мест пригородного отдыха минчан. По словам этнографа и путешественника того времени Павла Шпилевского, в середине века район Золотая горка был известен своими ягодными полями и гуляниями по ним в определенную пору года.
На краю Конского рынка (территория современного депо) накануне Первой мировой войны находился «Американский клуб», размещавшийся в довольно большом деревянном здании, построенном в 1914 году на деньги тех белорусов, которые в свое время уехали в поисках лучшей жизни в Канаду и Соединенные Штаты. Здесь всегда было много людей, к услугам которых были предоставлены сцена для спектаклей, большая библиотека и один из самых дешевых буфетов, во время Первой мировой превратившийся в ресторан.
После образования БССР здание сохраняло культурно-просветительный профиль, в литературе часто упоминается как «Беларуская хатка». С марта 1919 года клуб действовал как Белорусский народный дом при наркомате просвещения, заведующим библиотекой в нем был Янка Купала. «Беларуская хатка» была одной из опорных точек антисоветской организации «Зеленый дуб» (в том числе тут работали и выступали В.Фальский, В. Терравский, В. Голубок и др.). В середине 1920-х гг. это здание использовалось как клуб пролетарской молодежи, народный театр, где были поставлены пьесы Максима Горького, Антона Павловича Чехова, Владимира Маяковского, Якуба Коласа, Янки Купалы. По воспоминаниям современников, там начинали свои выступления будущие народные артисты СССР Борис Платонов, Лидия Ржецкая, Александр Ильинский.
В сохранившемся дореволюционном здании (по проспекту Машерова, 3) с 1922 года действовала Среднеспециальная школа милиции им. М. В. Фрунзе с общежитиями, классами, учебной частью, библиотекой и столовой (позже, с 1929 г. в этом здании разместили билетную кассу трамвайно-троллейбусного парка). Дважды в неделю помещение на первом этаже переоборудовали под театральный зрительный зал, с 1926 года в этом помещении располагалась стационарная киноустановка. На площадке между милицейской школой и клубом пролетарской молодежи проходили строевые занятия. Во дворе школы располагался питомник служебно-розыскных собак уголовного розыска.
Капитальная застройка территории возле Золотой горки началась еще перед Второй мировой войной. До 1917 года это предместье имело преимущественно деревянную застройку усадебного типа. В начале же 30-х годов власти БССР озаботились развитием северо-восточных минских окраин, и новые многоэтажные здания стали постепенно появляться преимущественно вдоль ул. Советской (современного проспекта Независимости) и ее ближайших окрестностей. Так, в 1934 году на углу улиц Советской и Долгобродской, тех самых Борисовского тракта и дороги на фольварок Долгий Брод, где когда-то давным-давно и возникла Золотая горка, началось строительство огромного по тем временам 100-квартирного жилого дома, так называемого «Дома специалистов». Кардинально состояние района изменили события Великой Отечественной войны.
В 1929 году на исследуемой территории было открыто трамвайное депо, которое обеспечивало работу нового вида транспорта. После Великой Отечественной войны, в 1952 году в городе была введена первая очередь троллейбусного движения от вокзала до Круглой площади (теперь площадь Победы), и депо стало трамвайно-троллейбусным. В 2006 году депо было ликвидировано, и последние 10 лет ситуация не менялась.
В 2017 году застройщик «А-100 Девелопмент» выкупил этот участок на аукционе и начал работу над инновационным жилым комплексом.
Еще один интересный факт про данную локацию: в Квартале Depo пешеходная улица спроектирована таким образом, чтобы продолжить градостроительную и визуальную ось, которую формирует направление улицы Козлова. Сейчас эта улица идет от проспекта Независимостии упирается в проспект Машерова. А благодаря компании «А-100 Девелопмент» она будет продлена и станет пешеходной.